Да, есть такая точка зрения.
Считалось (до Бехтерева точно), что внушаемость присуща в основном душевнобольным (истерия, МДС и т.д.), т.е. речь шла о
клинике и только о ней.
Здоровых людей не бывает, бывают необследованные. Поэтому в действительности правильнее говорить о
степени внушаемости .
К тому же внушаемость
вариабельна и ситуативна, это важно. Например, утомление, заболевания, стресс, дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление могут провоцировать повышение степени внушаемости.
Внушаемость повышенная, когда уже можно говорить о нездоровье человека, проявляется в черезмерной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц, некритичной готовности подчиниться, склонности к подражанию. Примеры-в общении, при чтении книг, при восприятии рекламы. Также внушаемой личности обычно свойственны черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе, а относительно низкий уровень интеллектуального развития сочетается с несформированным логическим мышлением, в силу чего отсутствует здоровая критичность.
Однако продолжаю настаивать на определении
внушаемости как свойства высшей нервной системы, принципиально важного в процессе становления и развития человека. И человечества.
В качестве примера поговорим подробнее об обучении.
1. По природе своей человек учится только на
своем опыте.
2.
Основное условие успешной обучаемости: любой чужой опыт обязательно должен быть эмоционально воспринят и пережит как свой собственный. 3. Объем знаний, умений и навыков, необходимых человеку, достаточно велик, чтобы можно было получить его только на своем личном опыте.
4.
Внушаемость становится важнейшим условием развития индивида. Кстати, и современное повышение степени внушаемости в масштабах социума напрямую связываю с увеличением необходимого "багажа знаний".