Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 01.03.07 13:49. Заголовок: Суггестивный потенциал
Попадались ли Вам методики изучения суггестивного потенциала или уровня сформированности суггестивных умений (есть одна у Мухориной, но она мне не подходит для исследования)
| |
|
Ответов - 8
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 06.03.07 12:22. Заголовок: Re:
Насколько мне известно, серьёзной универсальной методики изучения суггестивного потенциала не существует. Это задача очень интересная, но довольно объёмная по количеству факторов, которые необходимо учесть и я не уверен, что в ближайшем времени что - нибудь достойное в области её решения появится.
| |
|
|
Отправлено: 06.03.07 17:49. Заголовок: Re:
Да, я уже четыре года бьюсь над темой педагогического внушения. У меня были две попытки провести эксперимент: один раз - связать с личностными особенностями (в основном, непроизвольное внушение, а это неуловимо практически); второй раз, используя вводные слова и исследуя "прилипчивость" манеры общения преподавателя и учащегося (неподъемно оказалось); теперь - попытка №3 - поймать внушение в формировании суггестивных умений преподавателей. А что Вы думаете по поводу программы Черепановой? Той, которую она пиарит для властителей дум?
| |
|
|
Отправлено: 12.03.07 10:25. Заголовок: Re:
Программа Черепановой интересна. И всё же от неё "отбрасывают" следующие моменты: 1) Не учитывается невербалика. К сожалению, её и проводками - то не всегда измеришь. 2) Черепанова пытается измерить весьма условным инструментом область, в которую психологии соваться совсем нельзя - область религии. Как правило, большинство психологических, исторических исследований(возьмём хотя бы "Хронологию Фоменко") загибались именно в этой точке. Хотя, как вы понимаете, этот довод с моей стороны не научен. 3) Многое из того, что она пишет, было известно ранее, но описывалось в других языках, не - научных. Пример:метод вербальной мифологизации личности (ВМЛ) - "создание личного эгрегора"... Хотя повторюсь, интересно. Много и довольно точно про "силу слова" есть у Р.Хаббарда (процесс одитинга и т.д.). Например в книге "Дианетика". Как известно,большое количество наших чиновников - управленцев прошли его тренинги, сессии, одитинги.
| |
|
|
Отправлено: 12.03.07 12:22. Заголовок: Re:
Да, на Черепановой строить диссертационное исследование весьма сомнительно. "Дианетику" читала, правда, давным-давно. Трансовые методики, приправленные такой репутацией, меня сильно настораживают. Про использование НЛП в педагогике мне что-то попадалось, но, по-прежнему, апостолами суггестии в образовании считаются Лозанов, Куликов и Шварц. Хотя это 60-70 гг. И те ресурсы, которые имели они, уже не сыскать. Поэтому и провалилась вся гипно-, никто-, релаксопедия... из-за затрат. НЛП, в этом отношении, конечно, экономичнее.
| |
|
|
Отправлено: 12.03.07 13:08. Заголовок: Re:
Согласен с вами. Репутация у дианетики действительно настораживающая. Чего стоит одна фраза Хаббарда: "Хочешь заработать миллион - организуй церковь". Зомбирование в чистом виде, сбор информации...морская разведка сша... И всё же многое "работает", как говорят американцы. Я тоже читал "Дианетику" лет 12 назад и больше не перечитывал. С НЛП сложнее... пришлось углубиться. Но надо сказать, что если разобраться, НЛП не многим более привлекательнее Хаббарда. Оно, к счастью, менее агрессивно. По части трансовых методик. НЛП экономичнее, но не экологичнее. "Суггестией в образовании" и "методиками исследования суггестивного потенциала" специальным образом я не занимался. Но отечественное, в целом, мне субъективно значительно ближе и я вполне могу согласиться, что "Лозанов, Куликов и Шварц" сделали в этом направлении значительно больше чем нлп - шники
| |
|
|
Отправлено: 12.03.07 18:08. Заголовок: Re:
Сейчас экология образования в смысле воздействия на учащихся несколько осела-таки. Бум по 25 кадру поутих, но идея оптимизации учебного процесса засчет суггестивных методов жива и процветает. Мухорина (Коломна) разработала целый курс для педагогов по выработке у них суггестивных умений. При этом она считает, что чем сознательнее воздействие на суггеренда, тем лучше, а автоматизация того же навыка внушающего поведения на уроке... а суггестивный потенциал непроизвольного внушения... В общем, набралось столько "но", что использовать ее методику не получилось. Тем не менее, диссертация защищена, кажется, в 2003 году.
| |
|
|
Отправлено: 13.03.07 15:21. Заголовок: Re:
1-я ступень называется у нас "Реактивное поведение - поиск баланса". Там как раз том, что в процессе сознательного воздействия на "суггеренда" должны использоваться автоматические навыки внушающего поведения. Сознательное воздействие начинается на этапе общего планирования процесса обучения в целом, как воздействия на сознание и подсознание "суггеренда". Во время реализации автоматического навыка мы всегда получаем данные обратной связи, обрабатываем их сознательно(рефлекторно). В зависимости от принятого сознательно решения, мы можем продолжать двигаться также(без изменений), что - то менять внутри применяемой техники внушения(например шаблоны воздействия), или переходить к другой технике. Причём, чем теснее невербальный контакт, тем выше цена ошибки, тем отточеннее должна быть рефлексия. Я говорю об элементарных вещах. Полностью же сознательное воздействие исключает невербальный контакт, благодаря которому и передаётся "понимание предмета" в той, или иной области знания.
| |
|
|
Отправлено: 13.03.07 18:25. Заголовок: Re:
М-да, если сопоставить концепцию Мухориной и НЛП (установление раппорта, якорение и пр.), то бездна открывается. Потому что у нее умение воздействовать не предполагает, хм, развития навыка (чушь какая-то!). Поэтому как-то раздербанить произвольное внушение и непроизвольное невозможно. Изучать произвольное внушение было бы проще, но, имея задачу исследования суггестивного потенциала, всё равно уткнешься во внушение непроизвольное, оно и тянет основной процент исследуемого воза. Я брала работы по юридической психологии, там инфы по суггестивному потенциалу было больше, чем в педагогике и вообще где бы то ни было (примерами были, правда, в большинстве случаев заключенные/подозреваемые, изредко - в технологиях допроса - следователи). В педагогике многое вытеснили из понятия суггестивных умений эмоциональный интеллект и педагогический артистизм. Суггестивные умения в них - как в матрешке, и такие наслоения мешают, потому что внушение расстворяется в них, и неясно, где лошадь, а где тележка.
| |
|
|
|